1
Обзор
изменений законодательства и нормотворческих инициатив
в строительной отрасли, в июле 2017 года
1. Подписан закон об особенностях осуществления реновации
жилищного фонда в Москве
Федеральный закон от 01.07.2017 N 141-ФЗ внесении изменений в
Закон Российской Федерации статусе столицы Российской
Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части установления особенностей регулирования отдельных
правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте
Российской Федерации - городе федерального значения Москве"
Настоящим федеральным законом:
устанавливается порядок выявления и учета мнения собственников помещений и
нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы
реновации, а также порядок информирования по вопросам ее осуществления;
устанавливаются особенности регулирования земельных отношений в городе
Москве в целях реновации;
закрепляются гарантии жилищных прав собственников и нанимателей жилых
помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации;
устанавливается порядок обеспечения прав собственников нежилых помещений в
многоквартирных домах, включенных в решение о реновации;
регламентируется порядок обеспечения прав субъектов малого и среднего
предпринимательства при прекращении права аренды нежилых помещений в
многоквартирных домах, включенных в решение о реновации и находящихся в
собственности города Москвы;
уточняется порядок вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного
в решение о реновации;
определяются правовой статус Московского фонда реновации жилой застройки,
цели его деятельности, задачи и функции, порядок управления.
В Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" включена новая статья
41.1, регулирующая последствия перехода права собственности на жилые
помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации
жилищного фонда в городе Москве.
Кроме того, соответствующие изменения, относящиеся к реновации, внесены в
иные Федеральные законы, в том числе: санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации", введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации",
техническом регулировании", "Об ипотечных ценных бумагах",
государственной регистрации недвижимости" и другие, а также в Земельный
кодекс РФ.
Установлено, что положения Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1
статусе столицы Российской Федерации" редакции настоящего Федерального
закона), регулирующие отношения, возникающие в связи с реализацией
программы реновации жилищного фонда в городе Москве, не применяются к
2
отношениям, возникающим в результате признания в установленном
Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции.
Результаты голосования, проведенного по вопросу о включении в проект
программы реновации многоквартирного дома в соответствии с нормативным
правовым актом города Москвы до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона, являются основанием для включения многоквартирного
дома в проект программы реновации при условии соответствия таких результатов
требованиям части второй статьи 7.1 Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1
"О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального
закона).
2. Вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ в части
подготовки документации по планировке территории
С 1 июля 2017 года вступили в силу разработанные Минстроем России изменения
в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым
градостроительный план земельного участка исключается из перечня
документации по планировке территории и теперь является информационным
документом (выпиской).
Согласно новым правилам, в данном информационном документе должны
содержаться сведения из правил землепользования и застройки, которые
необходимы при подготовке проектной документации, а также для получения
разрешения на строительство. Действовать такой документ будет в течение трех
лет со дня его выдачи.
Для подготовки соответствующей информации по градостроительному плану
земельного участка Минстроем России разработана новая форма и порядок ее
заполнения. В частности, в ней указываются сведения о местонахождении
земельного участка, описание его границ, площадь, кадастровый номер,
информация о расположенных в границах земельного участка объектах
капитального строительства и о границах зоны планируемого размещения
объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом
планировки территории при наличии. Кроме того, в справке должны быть
указаны предельные (минимальные или максимальные) размеры земельного
участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции
объекта капитального строительства, установленные градостроительным
регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный
участок.
Помимо этого, документ должен отражать сведения о расчетных показателях
минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами
коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных
показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности
указанных объектов для населения. Такие сведения необходимы в случае, если
земельный участок расположен в границах территории, которая подлежит
комплексному и устойчивому развитию.
3
3. Предложены особенности осуществления Росприроднадзором
государственного экологического надзора при строительстве,
реконструкции объектов
Проект Федерального закона N 113578-7 внесении изменений в
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части повышения
эффективности федерального государственного экологического надзора
при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства
и усиления ответственности за нарушение установленных экологических
требований" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 16.06.2017)
Согласно законопроекту:
проверки могут проводиться без формирования ежегодного плана проведения
плановых проверок;
проверки могут проводиться на основании поступивших в Росприроднадзор
извещений о сроках начала и окончания строительства, об устранении нарушений
и о фактическом окончании строительства;
застройщик или технический заказчик будут обязаны направлять в
Росприроднадзор извещения о начале строительства.
Программа проверок соблюдения экологических требований при строительстве,
реконструкции будет формироваться в зависимости от:
завершения выполнения определенного этапа работ (например, реализации
технических решений по очистке сточных вод, по охране атмосферного воздуха,
выполнения мероприятий по рекультивации загрязненных земель и т.п.);
проведения определенных этапов строительных работ, в период которых
происходит наибольшее воздействие на окружающую среду (например,
образовывается наибольший за период строительства объем отходов и т.п.).
Кроме того, законопроектом предлагается:
ввести административную ответственность за невыполнение законного
предписания Росприроднадзора с размерами штрафных санкций, соразмерных с
соответствующими санкциями статей КоАП РФ, по которым было выдано
указанное предписание;
установить дифференцированный размер штрафов в зависимости от состава
административного правонарушения, на устранение которого было направлено
выданное предписание;
наделить органы государственного строительного надзора полномочиями по
рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных
статьями 8.1, 8.2, 8.4, 8.21, 8.41 КоАП РФ, при строительстве, реконструкции
объектов капитального строительства.
4. Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине прогнозных
индексов изменения сметной стоимости строительства, в том числе
строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и
изыскательских работ, во II квартале 2017 года
4
Письмо Минстроя России от 30.06.2017 N 23090-ХМ/09 величине
прогнозных индексов изменения сметной стоимости во II квартале 2017
года>
Прогнозные индексы разработаны с использованием данных по ценообразованию
в строительстве за I квартал 2017 года с учетом прогнозного показателя
инфляции.
5. Правительством РФ исключен ряд процедур, необходимых для
подключения объектов капитального строительства к системам
горячего, холодного водоснабжения и водоотведения
Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 N 778 внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в
части оптимизации порядка подключения объектов капитального
строительства к системам горячего, холодного водоснабжения и
водоотведения"
Документом, в частности, упраздняются процедуры:
- подписания актов о разграничении балансовой принадлежности,
эксплуатационной ответственности сторон на стадии завершения подключения
(технологического присоединения) объекта. Границы балансовой принадлежности
в этих случаях будут фиксироваться не в отдельном акте, а в акте о подключении
(технологическом присоединении) объекта. Границы эксплуатационной
ответственности сторон будут фиксироваться в договоре горячего, холодного
водоснабжения и водоотведения;
- подписания актов о промывке и дезинфекции внутриплощадочных и
внутридомовых сетей и оборудования объекта, которые нужны для подключения к
централизованной системе холодного водоснабжения;
Подписания акта о технической готовности объектов централизованной системы
горячего водоснабжения;
- подписания акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и
оборудования объекта;
- подписания акта допуска узла учета воды и сточных вод к эксплуатации.
Вся необходимая информация будет фиксироваться в акте о подключении
(технологическом присоединении) объекта.
Кроме того, ликвидируется процедура предоставления технических условий на
проектирование узла учета воды, сточных вод путем фиксации требований к узлу
учета в выдаваемых условиях подключения (технологического присоединения)
объекта, которая требовалась при осуществлении нового строительства.
Подтверждением о выполнении заявителем обязательств по договору о
подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованным
системам горячего водоснабжения будет подписание акта о подключении
(технологическом присоединении).
6. С 1 сентября 2017 года документы, необходимые для выдачи
разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в установленных
5
случаях, должны будут подаваться исключительно в электронной
форме
Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 N 788 направлении
документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство и
разрешения на ввод в эксплуатацию, в электронной форме"
Речь идет о случаях, когда проектная документация объекта капитального
строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки
проектной документации, а также другие документы, необходимые для
проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов
инженерных изысканий, представлялись в электронной форме.
При этом соответствующим федеральным, региональным и местным органам
власти рекомендовано использовать при приеме документов в электронной форме
инфраструктуру электронного правительства.
7. Ростехнадзором подготовлен перечень документов, которые должны
быть разработаны и утверждены СРО строителей
"Перечень документов саморегулируемой организации" (утв.
Ростехнадзором)
В данный перечень включены, в частности, документы о членстве в СРО, об
утверждении мер дисциплинарного воздействия, о контроле за деятельностью
своих членов, о компенсационном фонде возмещения вреда и компенсационном
фонде обеспечения договорных обязательств, о реестре членов СРО, о процедуре
рассмотрения жалоб на членов СРО, квалификационные стандарты СРО и иные
документы.
Документы о высшем органе управления и об исполнительном органе управления
могут не разрабатываться, если в Уставе СРО предусмотрены полные полномочия
органов управления, положения о конфликте интересов, установлен порядок
проведения заседаний и принятия решений.
В СРО, в которых организация профессионального обучения, аттестации
работников членов СРО отнесена к основным функциям СРО и закреплена в
Уставе, разработке подлежит документ об организации профессионального
обучения, аттестации работников членов СРО.
Внутренние документы о страховании членами СРО риска гражданской
ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие
недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов
капитального строительства, а также риска ответственности за нарушение
членами СРО условий договоров подряда и об условиях такого страхования, а
также документ о коллегиальном органе управления могут разрабатываться и
утверждаться в СРО, однако их утверждение не является обязательным.
8. <Письмо> Минстроя России от 15.06.2017 N 20993-ХМ/09 порядке
применения положений Градостроительного кодекса Российской
Федерации, регулирующих вопрос выдачи разрешения на
строительство"
6
Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ были внесены изменения в
положения Градостроительного кодекса РФ, определяющие порядок выдачи
разрешений на строительство.
Согласно внесенным изменениям разрешение на строительство объекта
капитального строительства, не являющегося линейным объектом, подтверждает
соответствие проектной документации требованиям, установленным
градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом
межевания территории; а также допустимость размещения объекта капитального
строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным
использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в
соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Таким образом, при выдаче разрешения на строительство объекта капитального
строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется проверка
соответствия проектной документации требованиям проекта планировки
территории и проекта межевания территории лишь в случае размещения объекта
капитального строительства на территории, в границах которой
предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому
развитию территории, а также в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 41 ГрК
РФ в редакции Федерального закона N 373-ФЗ, вступающей в силу 1 июля 2017
года.
9. Утверждены формы представления информации, используемой при
осуществлении мониторинга цен строительных ресурсов
Приказ Минстроя России от 29.03.2017 N 659/пр "Об утверждении форм
предоставления информации, необходимой для формирования сметных
цен строительных ресурсов"
Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452, установлено, что
мониторинг цен строительных ресурсов представляет собой сбор информации,
необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов,
применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального строительства.
Минстроем России утверждены формы, по которым осуществляется представление
необходимой информации.
Согласно Приказу, информация по форме "Информация о юридических лицах и их
обособленных подразделениях" предоставляется федеральными органами
исполнительной власти, указанными в Правилах мониторинга цен строительных
ресурсов (Росстатом, ФТС России, Росморречфлотом и Росавиацией).
Информация по формам "Информация об отпускных ценах (ценах реализации)
строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и
механизмов", "Информация о цене услуг по перевозке строительных материалов,
изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов судами морского
(внутреннего водного) и воздушного транспорта на территории Российской
Федерации, предусмотренной договорами перевозки, заключенными между
перевозчиками и отправителями таких строительных материалов, изделий,
конструкций, оборудования, машин и механизмов, за отчетный период с
распределением по видам перевозок, средневзвешенная по объемам и цене
7
предоставления услуг за отчетный период" и "Информация о размере платы за
временное владение и пользование железнодорожными грузовыми вагонами,
предусмотренном договорами аренды, заключенными между собственниками и
арендаторами грузовых вагонов, средневзвешенном по объемам и размеру платы
за отчетный период" предоставляется юридическими лицами, включенными в
перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для
определения сметных цен строительных ресурсов.
10. Утверждены укрупненные нормативы цены строительства для
наружных сетей водоснабжения и канализации
Приказ Минстроя России от 28.06.2017 N 936/пр "Об утверждении
укрупненных сметных нормативов"
Укрупненные нормативы цены строительства (далее - НЦС) предназначены для
определения потребности в финансовых ресурсах, необходимых для создания
единицы мощности строительной продукции, оценки эффективности
использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки
технико-экономических показателей в задании на проектирование, планирования
инвестиций (капитальных вложений) и иных целей, установленных
законодательством РФ, по прокладке сетей водоснабжения и канализации,
строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов
бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ,
муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных)
капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет
более 50 процентов. Показатели НЦС рассчитаны на уровне цен по состоянию на
01.01.2017 для базового района (Московская область).
Показатели НЦС представляют собой сумму денежных средств, необходимую для
прокладки сетей водоснабжения и канализации, рассчитанную на установленную
единицу измерения (1 км трассы; 1 проход; 1 прокол; 100 м проходки; 10 м
футляра).
В сборнике предусмотрены нормативы цены строительства по следующей
номенклатуре:
Раздел 1. Наружные инженерные сети водоснабжения из чугунных труб;
Раздел 2. Наружные инженерные сети канализации из чугунных труб;
Раздел 3. Наружные инженерные сети водоснабжения из стальных труб;
Раздел 4. Наружные инженерные сети водоснабжения из железобетонных труб;
Раздел 5. Наружные инженерные сети канализации из железобетонных труб;
Раздел 6. Наружные инженерные сети водоснабжения из полиэтиленовых труб;
Раздел 7. Наружные инженерные сети канализации из полиэтиленовых труб;
Раздел 8. Наружные инженерные сети. Закрытая проходка;
Раздел 9. Наружные инженерные сети. Прокладка водопровода и канализации в
футляре.
Показатели НЦС разработаны на основе ресурсно-технологических моделей, в
основу которых положена проектная документация по объектам-представителям,
имеющая положительное заключение экспертизы и разработанная в соответствии
с действующими на момент разработки НЦС строительными и противопожарными
8
нормами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными обязательными
требованиями, установленными законодательством РФ.
Показатели НЦС предусматривают стоимость строительных материалов, затраты
на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов),
накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство
временных титульных зданий и сооружений, дополнительные затраты на
производство работ в зимнее время, затраты на проектно-изыскательские работы
и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные
работы и затраты.
11. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения
по РФ на II полугодие 2017 года утвержден в размере 38320 рублей
Приказ Минстроя России от 27.06.2017 N 925/пр "О нормативе стоимости
одного квадратного метра общей площади жилого помещения по
Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади
жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал
2017 года"
В первом полугодии 2017 года указанный норматив составлял 37208 рублей.
Кроме того, утверждены показатели средней рыночной стоимости одного
квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III
квартал 2017 года, которые подлежат применению федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для
расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым
указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение
(строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета. В
частности, для Москвы стоимость по-прежнему составляет 90400 рублей, а для
Санкт-Петербурга она увеличена по сравнению со II кварталом 2017 года с 60651
рубля до 62228 рублей.
12. Минстроем России разъяснены вопросы относительно использования
сметных нормативов и прогнозных индексов изменения сметной
стоимости строительства
<Письмо> Минстроя России от 07.07.2017 N 24075-СМ/09 <По вопросу
применения территориальных единичных расценок>
Сообщается, что согласно Градостроительному кодексу РФ сметная стоимость
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной
системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ,
муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных)
капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет
более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта
многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств
регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива
или иного специализированного потребительского кооператива либо средств
собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным
9
применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных
нормативов.
В иных случаях сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального
ремонта объектов капитального строительства определяется с применением
сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, если
это предусмотрено федеральным законом или договором.
Порядок разработки, рассмотрения и введения в действие прогнозных индексов
изменения сметной стоимости установлен Методическими рекомендациями по
разработке индексов изменения сметной стоимости строительства,
утвержденными приказом Минстроя России от 09.02.2017 N 84/пр.
Согласно пункту 1.3 Методических рекомендаций индексы предназначены
исключительно для определения стоимости строительства базисно-индексным
методом на стадии разработки проектной документации в уровне цен,
соответствующем периоду разработки сметной документации. Индексы
сообщаются ежеквартально письмами Минстроя России, которые публикуются на
официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", и включаются в федеральный реестр сметных нормативов.
13. Ростехнадзором разъяснены некоторые положения, внесенные в
Градостроительный кодекс РФ
<Письмо> Ростехнадзора от 23.06.2017 N 09-01-04/7589 применении
положений Федерального закона N 372-ФЗ от 03.07.2016"
Сообщается, что для юридического лица, индивидуального предпринимателя
предусмотрено право добровольного прекращения членства в саморегулируемой
организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту
регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Юрлицо или ИП, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой
организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту
регистрации таких юрлица или ИП, вправе со дня принятия решения об их приеме
в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 01.09.2017 подать
заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было
прекращено, о перечислении внесенного данными лицами взноса в
компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус
саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую
переходят такие лица.
При этом указанный взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен
саморегулируемой организацией, членство в которой прекращено, в размере, в
котором он был ранее уплачен, так как законодательством о градостроительной
деятельности не предусмотрено перечисление части взноса.
В случае неисполнения саморегулируемой организацией обязанности по
перечислению взноса обязанность по перечислению в полном размере указанного
взноса может быть исполнена лицом, в отношении которого принято решение о
его приеме в члены саморегулируемой организации. При этом вышеуказанное
лицо, самостоятельно уплатившее взнос, вправе в судебном порядке обязать
саморегулируемую организацию исполнить требования по переводу взноса в
соответствующем размере в саморегулируемую организацию, в которую оно
вступило.
10
В случае исполнения саморегулируемой организацией обязанности по
перечислению взноса после установленного срока самостоятельно внесенные
юрлицом или ИП взносы в соответствующий компенсационный фонд
саморегулируемой организации, в которую осуществлен переход в рамках
регионализации, могут быть возвращены внесшему такие взносы лицу.
При этом при решении вопроса о том, какой из двух взносов, взнос юрлица (ИП) в
новую саморегулируемую организацию, в которую осуществлен переход в рамках
регионализации, либо взнос, перечисленный саморегулируемой организацией,
членство в которой было прекращено, является ошибочным, необходимо
учитывать, что свидетельство о допуске выдается исключительно после уплаты
вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой
организации. Кроме этого, установлен прямой запрет на освобождение члена
саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в
компенсационный фонд саморегулируемой организации.
14. В Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся
формирования сметных нормативов строительства
Федеральный закон от 26.07.2017 N 191-ФЗ внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации"
Федеральным законом, в частности:
закрепляется единая формулировка названия федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в сфере выработки и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере
строительства, архитектуры и градостроительства;
уточняется и дополняется содержащийся в Градостроительном кодексе Российской
Федерации понятийный аппарат в сфере ценообразования и сметного
нормирования в области градостроительной деятельности;
органы государственной власти РФ наделяются полномочиями по установлению
порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов,
классификатора строительных ресурсов, утверждению укрупненных нормативов
цены строительства и другими полномочиями в сфере ценообразования и
сметного нормирования;
устанавливается порядок применения сметных нормативов, укрупненных
нормативов цены строительства, расценок, цен, методических и других
документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области
градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр
сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами
исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном до 3 июля 2016
года;
органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются
полномочиями по заключению договоров о комплексном развитии территории по
инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них
объектов недвижимости и по принятию решений о комплексном развитии
территории по инициативе органа местного самоуправления.
11
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за
исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
15. Утверждены правила формирования единого государственного
реестра заключений экспертизы
Утверждены правила формирования единого государственного реестра
заключений экспертизы проектной документации объектов капитального
строительства (ЕГРЗ). Соответствующее постановление 878 от 24.07.2017
подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Подписанным постановлением определены структура и состав сведений реестра,
включая перечень сведений, к которым будет обеспечен неограниченный и
бесплатный доступ.
Кроме того, документом установлены порядок и сроки внесения в реестр
сведений о заключениях экспертизы проектной документации и (или)
результатов инженерных изысканий, выданных уполномоченными органами и
организациями.
В ЕГРЗ будет включена информация о всех проведенных государственных и
негосударственных экспертизах и выданных заключениях с включением в нее и
самой проектной документации, и результатов инженерных изысканий, в том
числе по крупнейшим объектам капитального строительства.
Утвержденные правила вступают в силу с 1 января 2018 года.
Принятые меры позволят создать необходимые условия для внедрения института
единого государственного реестра заключений экспертизы проектной
документации объектов капстроительства.
16. Минстроем России предложен порядок определения начальной
минимальной цены контракта, заключаемого с единственным
поставщиком, при закупках работ по строительству капитальных
объектов
Проект Приказа Минстроя России "Об утверждении Порядка
определения начальной (максимальной) цены контракта, цены
контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), при осуществлении закупок по строительству,
реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального
строительства"
Проект Порядка устанавливает способы расчета НМЦК на:
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального
строительства;
выполнение проектных и изыскательских работ;
приобретение и поставку оборудования;
проведение строительного контроля.
Расчет НМЦК при осуществлении закупок на комбинацию двух и более указанных
объектов закупок в случаях, предусмотренных законодательством, определяется
12
путем сложения НМЦК каждого вида закупок, определенных в соответствии с
Порядком.
Определение НМЦК осуществляется заказчиком при формировании плана-графика
закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о
закупке и оформляется в виде протокола начальной (максимальной) цены
контракта (цены лота) по форме согласно приложению к Порядку.
Положения Порядка обязательны при определении начальной (максимальной)
цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) по строительству, реконструкции и капитальному
ремонту объектов производственного и непроизводственного назначения,
финансируемых с привлечением средств государства.
При определении НМЦК рекомендуется руководствоваться принципом
эффективности расходования бюджетных средств, предусматривающим
необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего результата с использованием
определенного объема средств.
17. Правительством утверждено шесть исчерпывающих перечней
процедур в сферах строительства
Правительством Российской Федерации утверждено шесть исчерпывающих
перечней процедур в сферах строительства (объектов водоснабжения и
водоотведения, электросетевого хозяйства, капитального строительства
нежилого назначения, сетей теплоснабжения). Вопросы сокращения
административных барьеров в сфере строительства обсуждались на заседании
Координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения регионами и
организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического
обеспечения, законодательства о градостроительной деятельности. Заседание 28
июля провел глава Минстроя России Михаил Мень.
«Принятые решения направлены на сокращение административных барьеров в
сфере строительства, а также на повышение эффективности деятельности
регионов», - подчеркнул министр.
В частности, утверждены и вступили в силу с 16 мая 2017 года исчерпывающий
перечень процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и
водоотведения ключает 111 процедур) и исчерпывающий перечень процедур в
сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением
линейных объектов (включает 175 процедур). Разделение перечней обусловлено
тем, что процедуры в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и
водоотведения существенно отличаются от процедур в сфере строительства
других объектов водоснабжения и водоотведения. В частности, здания насосных
станций и очистных сооружений необходимо подключать ко всем видам сетей
инженерно-технического обеспечения (газ, тепло, электричество), что не
требуется для линейных объектов водоснабжения и водоотведения.
С 29 июня 2017 года вступил в силу исчерпывающий перечень процедур в сфере
строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже
35 кВ (включает 84 процедуры). К объектам электросетевого хозяйства относятся
линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции,
распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения
13
электрических связей и осуществления передачи электрической энергии
оборудование.
С 30 сентября 2017 года вступает в силу исчерпывающий перечень процедур в
сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения
(включает 130 процедур).
С 25 октября 2017 года вступает в силу исчерпывающий перечень процедур в
сфере строительства сетей теплоснабжения (включает 104 процедуры). В
перечень входят процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный
участок и подготовкой документации по планировке территории,
предоставлением прав на лесной участок и его использованием для целей
строительства. Также включены процедуры, необходимые для заключения
договоров технологического присоединения объектов к сетям инженерно-
технического обеспечения, предоставления разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию, и государственной регистрации прав на построенный объект.
18. В проектную документацию будут включаться требования
энергетической эффективности
Минстрой России внес в Правительство Российской Федерации проект
постановления, которым устанавливаются требования к проектной документации
в части обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности и
требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета
используемых энергетических ресурсов. Об этом 20 июля на расширенном
совещании по вопросам совершенствования системы ценообразования в
строительстве в Иркутске сообщил замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров.
«В проектную документацию должны быть включены перечни мероприятий,
которые позволят обеспечить соблюдение установленных требований
энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и
сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», -
сообщил Хамит Мавлияров.
Как пояснил замминистра, проектная документация теперь должна быть
дополнена сведениями, в которых содержится обоснование принятых
архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-
технических решений, используемых в системах электроснабжения,
водоснабжения, газоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования
воздуха помещений, тепловых сетях в объектах производственного назначения.
В разделах проектной документации, где содержатся сведения об инженерном
оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, дополнительно
предусматривается описание мест расположения приборов учета используемых
энергетических ресурсов, устройств сбора и передачи данных от таких приборов.
Кроме того, в проектной документации должны содержаться сводные сведения о
показателях потребления энергетических ресурсов и энергетической
эффективности объекта капитального строительства; энергопотребляющем
оборудовании, использовании возобновляемых источников энергии, перечнях
требований энергоэффективности, которым здание, строение и сооружение
должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации,
местах расположения приборов учета используемых энергетических ресурсов,
устройств сбора и передачи данных от таких приборов.
14
19. Федеральный закон от 29.07.2017 N 244-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности"
Введена идентификация объектов противопожарной защиты
Идентификация объектов защиты (здания, сооружения производственного
объекта) производится путем установления их соответствия следующим
существенным признакам:
класс функциональной пожарной опасности;
степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;
категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий,
сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для
производственных объектов).
Объекты культурного наследия религиозного назначения выделяются в новый
класс функциональной пожарной опасности - ФЗ.7. Для таких объектов
предусматриваются специальные требования пожарной безопасности,
учитывающие необходимость сохранения и использования объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения.
Кроме того:
- устанавливается требование о проведении идентификации объектов защиты по
пожарной и взрывопожарной опасности;
- предусматривается возможность осуществления идентификации органом по
сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством РФ об
аккредитации в национальной системе аккредитации;
- исключается положение о запрете уменьшения противопожарных расстояний
между жилыми, общественными зданиями, детскими и спортивными площадками
при условии сооружения противопожарных преград.
20. Минстрой России установил новый перечень направлений
деятельности экспертов, по которым претенденты имеют намерение
получить право подготовки заключений экспертизы проектной
документации и (или) инженерных изысканий
Приказ Минстроя России от 29.06.2017 N 941/пр "Об утверждении
перечня направлений деятельности экспертов, по которым претенденты
имеют намерение получить право подготовки заключений экспертизы
проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"
Действовавший до настоящего времени перечень направлений деятельности
экспертов был утвержден приказом Минрегионразвития России от 27.03.2012 N
127, однако в соответствии с действующей редакцией постановления
Правительства РФ от 31.03.2012 N 271 "О порядке аттестации на право подготовки
заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных
изысканий" полномочия по утверждению соответствующего перечня принадлежат
Минстрою России.
15
Приказом утверждаются перечни направлений подготовки, по которым проверка
знаний претендентов проводится в форме тестирования (42 направления
подготовки) и по которым проверка осуществляется в форме тестирования (21
направление подготовки).