Обзор

новостей, нормотворческих инициатив и изменений законодательства в строительной отрасли (за июнь 2016 года)

 

1.     Актуализирована «дорожная карта» по сокращению административных барьеров в строительстве

Утверждена новая версия плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Соответствующее распоряжение 1 июня подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Дорожная карта» дополнена новыми мероприятиями по информационному обеспечению градостроительной деятельности, обеспечению межведомственного электронного взаимодействия между органами кадастрового учета и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при оказании услуг в сфере строительства, оптимизации административных процедур при строительстве объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, а также отдельных видов объектов нежилого назначения.

Новая редакция «Дорожной карты» предусматривает также оптимизацию порядка размещения (строительства, реконструкции, постановки на кадастровый учёт, регистрации прав) отдельных видов линейных объектов инженерной инфраструктуры.

Актуализация «Дорожной карты» будет способствовать сокращению административных барьеров в строительстве, улучшению инвестиционного климата, совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций.

Приложение: (Распоряжение Правительства от 01.06.2016 № 1078-р).

 

 

2.    Предлагается создать федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве

 Проект  поправок  к  проекту  Федерального  закона  N  1055373-6    внесении

 изменений  в  Градостроительный  кодекс  Российской  Федерации  и отдельные

 законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов

 ценообразования   и   сметного   нормирования   в   области  градостроительной

 деятельности", внесенному Правительством Российской Федерации, принятому

 Государственной   Думой   Федерального   Собрания   Российской   Федерации в

 первом чтении 20 мая 2016 года

Соответствующие нормы содержатся в поправках Правительства РФ к проекту Федерального закона, направленного на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в сфере строительной деятельности.

Поправками предусматривается помимо прочего установить требования к программным и техническим средствам ведения информационной системы ценообразования, требования  к информации, которая должна содержаться в указанной информационной системе, порядок предоставления доступа к информации, содержащейся в указанной системе.

Кроме того, предлагается: уточнить терминологию проекта, в частности, ввести понятие "сметных норм"; уточнить порядок определения сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляемого специализированной организацией (региональным оператором).


3.   Уточнены критерии идентификации объектов газоснабжения в качестве опасных производственных объектов и определения их класса опасности

 Федеральный закон от 02.06.2016 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный        закон                промышленной        безопасности     опасных

 производственных объектов"

Устанавливается, что класс опасности опасного производственного объекта определяется в зависимости от давления транспортируемого газа. Указанные критерии соответствуют критериям разграничения газовых сетей низкого и среднего давления, которые установлены в Техническом регламенте о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

Указано, кроме того, что работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством РФ, или по результатам проведения мероприятий по контролю в отношении организаций, эксплуатирующих указанные сети газораспределения и сети газопотребления.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

 

4.     Минстрой России сообщает рекомендуемые к применению во II квартале 2016 года индексы изменения сметной стоимости работ в строительном комплексе

 <Письмо>  Минстроя  России  от  03.06.2016  N  17269-ХМ/09  <Об       индексах

 изменения   сметной   стоимости   строительно-монтажных   и пусконаладочных

 работ,  индексах  изменения  сметной  стоимости  проектных  и изыскательских

 работ и иных индексах на II квартал 2016 года>

Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат, а также оборудования предназначены для формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

Для взаиморасчетов за выполненные работы данные индексы не предназначены.

 

 

5.   Регламентирован порядок осуществления Минстроем России контроля за деятельностью национальных объединений СРО, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства

 Приказ    Минстроя    России    от    11.05.2016    N    316/пр    "Об    утверждении

 Административного регламента по исполнению Министерством строительства и

 жилищно-коммунального  хозяйства  Российской  Федерации   государственной

 функции   по   осуществлению   государственного   контроля   за деятельностью

 национальных объединений саморегулируемых организаций, имеющих   право

 выдачи  свидетельств  о  допуске  к  работам,  которые  оказывают  влияние  на

 безопасность объектов капитального строительства"

Контроль осуществляется в форме документарных, выездных плановых и документарных, выездных внеплановых проверок, а также в форме запроса о предоставлении  информации в виде доклада, необходимого для осуществления государственного контроля.


Плановая проверка осуществляется на основании ежегодного плана, утверждаемого Минстроем России, не чаще одного раза в 3 года.

Регламентом установлены полномочия должностных лиц, осуществляющих мероприятия в рамках контроля, а также права и обязанности субъектов проверки.

Срок проведения проверки, в общем случае, не может превышать двадцать рабочих дней.

 

 

6. Утвержден перечень поручений по итогам Госсовета по строительству

 Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности утвержден Президентом России и опубликован на сайте главы государства.

Президент России поручил до окончания весенней сессии 2016 года принять ряд федеральных законов, регулирующих строительную сферу. В частности, Госдуме РФ с участием Правительства России поручено рассмотреть и принять закон о совершенствовании системы саморегулирования в строительстве, который бы повысил ответственность СРО за выполнение их членами обязательств по договорам подряда и требований к обеспечению безопасности эксплуатации зданий и сооружений. При этом Генеральной прокуратуре РФ, МВД России и ФАС России совместно с Ростехнадзором поручено провести проверку соблюдения строительными СРО законодательства в части обеспечения сохранности денежных средств их компенсационных фондов.

В перечне – поручение принять закон, предусматривающий повышение уровня защиты прав граждан – участников долевого строительства, с введением механизмов проектного финансирования банками долевого строительства жилья и созданием специального компенсационного фонда. Причем создать государственный компенсационный фонд долевого строительства необходимо уже к 1 октября текущего года.

Правительству России поручено внести в действующее законодательство изменения, которые бы установили порядок издания нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, исключающего случаи принятия указанных документов без согласования с Минстроем России. Важно также, что будут установлены обязательные для применения строительные нормы и правила.

До 1 сентября текущего года Правительству России необходимо привести в соответствие с современными требованиями документы технического регулирования в сфере строительства, в том числе принять меры по гармонизации отечественных и международных стандартов с учетом лучших мировых практик.

Кроме того, Президент России поручил до 1 декабря 2016 года разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства (BIM).

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано установить прямое подчинение главного архитектора региона высшему должностном лицу субъекта РФ.

Также в перечне содержится поручение предоставить предложения об освобождении от налога на прибыль строительных компаний в том случае, если они безвозмездно  передают объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность.

Правительству России совместно с Банком России поручено представить предложения по развитию вторичного рынка ипотеки, с разработкой программы рефинансирования ипотечных кредитов с использованием ипотечных ценных бумаг, обеспеченных гарантией АО «АИЖК».


7.       Регламентирован порядок внесения Ростехнадзором сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций в области строительства

 

 Приказ      Ростехнадзора      от      31.03.2016      N      132      "Об      утверждении

 Административного   регламента   Федеральной   службы   по   экологическому,

 технологическому  и  атомному  надзору  по  предоставлению  государственной

 услуги  по  внесению  сведений  в  государственный  реестр  саморегулируемых

 организаций  в  области  инженерных  изысканий, архитектурно-строительного

 проектирования,     строительства,     реконструкции,     капитального    ремонта

 объектов капитального строительства"

 

Заявителями на получение данной госуслуги являются юридические лица - саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства либо их уполномоченные представители.

 

Для внесения сведений о саморегулируемой организации в Реестр СРО такая организация направляет почтовым отправлением или представляет на бумажном носителе в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций заявление установленной формы с приложением необходимых документов, перечень которых приведен в Регламенте.

 

Срок для принятия решения о внесении сведений о саморегулируемой организации в Реестр СРО либо об отказе составляет 30 дней со дня регистрации в Ростехнадзоре заявления и документов, направленных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

 

Размещение сведений, содержащихся в Реестре СРО, на официальном сайте Ростехнадзора осуществляется в срок не позднее трех дней с даты внесения сведений в Реестр СРО.

 

8. Изменения в 214-ФЗ одобрены Госдумой

Законопроект, направленный на совершенствование законодательства в сфере долевого строительства, 22 июня был принят во втором чтении Государственной Думой Российской Федерации.

Проект федерального закона, разработанный Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, предполагает поэтапное введение  новых требований, направленных на повышение защиты прав граждан-участников долевого строительства и повышение прозрачности деятельности застройщиков.

Документ устанавливает требования к финансовой обеспеченности застройщиков, а именно к уставному капиталу компании в зависимости от площади возводимого ею жилья. Также предусматривается расширение перечня информации о застройщике и о проекте строительства, которая подлежит раскрытию в проектной декларации и на официальном сайте компании. Вместе с тем, предполагается создание и ведение единого реестра застройщиков, привлекающих средства граждан на основании ДДУ.

Законопроект вводит механизм банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства. При этом документ уточняет цели использования средств граждан и предусматривает расширение перечня таких целей.


Законопроект был принят Госдумой РФ в первом чтении 19 февраля 2016 года. При подготовке ко второму чтению в законопроект был внесен пункт о создании компенсационного фонда долевого строительства, который призван заменить неэффективно работающие механизмы поручительства банка и страхования, и существенно повысить степень защиты инвестиций граждан в долевое строительство.

Фонд станет новой формой обеспечения исполнения обязательств застройщиков перед участниками долевого строительства. После начала его деятельности нормы о страховании и поручительстве банка постепенно прекратят свое действие. Механизм управления фондом, размер и порядок взносов застройщиков в фонд, а также условия и порядок использования средств фонда будут определены уже после принятия законопроекта по изменению 214-ФЗ, на основании соответствующего правового акта.

 

 

9. Совет Федерации поддержал закон об обязательном применении проектной документации повторного использования

Совет Федерации 29 июня принял Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленный на обязательное использование экономически эффективной проектной документации повторного применения.

В целях оптимизации затрат на строительство объектов за счет бюджетных  средств Главой государства принято решение о необходимости реализации только экономически эффективных проектов. Разработанный Минстроем России законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вводит институт многократного использования проектной документации повторного применения, в том числе при реализации государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ по возведению объектов капитального строительства.

Документ предусматривает установление понятия экономически эффективной проектной документации повторного использования, формирование и обновление единого реестра выданных заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Законом определены правила разработки проектной документации в случае отсутствия в реестре сведений об экономически эффективной проектной документации повторного применения в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по мощности и назначению. Заказчиками принимается решение о разработке проектной документации, исходя из условий обеспечения соответствия разрабатываемой проектной документации критериям экономической эффективности, установленным Правительством России. Критериями отнесения проектов к экономически эффективным могут руководствоваться регионы, профильные ведомства, компании с государственным участием (более 50%).

Принятые изменения создают условия для применения экономически эффективной проектной документации повторного использования, способствуют сокращению инвестиционного цикла, оптимизируют расходы бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации на проектирование и строительство таких объектов. Так, практика использования проектной документации повторного применения позволяет уменьшить сроки проектирования на 40%.

Закон направлен на создание механизма мотивации органов государственной власти и местного самоуправления к обязательному применению экономически эффективной проектной документации повторного использования, включенной в банк данных наиболее экономически эффективных проектов.


10. Госдума приняла законопроект по ценообразованию в строительстве

Законопроект, направленный на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, 22 июня принят в третьем чтении Государственной Думой РФ.

Документ направлен на установление базовых, системообразующих правил создания и функционирования системы формирования достоверной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.

С принятием закона в Градостроительный кодекс впервые вводятся понятия сметных норм, сметных нормативов, сметной стоимости, сметных цен строительных ресурсов для формирования единого подхода при разработке нормативных правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.

Законом предусмотрено создание государственной информационной системы, включающей реестр сметных нормативов и результаты мониторинга стоимости строительных ресурсов (материалов, изделий и конструкций, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда рабочих строителей и механизаторов) в разрезе субъектов Российской Федерации.

Кроме того, закон устанавливает обязательность применения сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов при строительстве объектов не только за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджета, но и государственных корпораций, а также юридических лиц, более чем на 50% принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

Одним из ключевых элементов реформы ценообразования, заложенных в законопроект, является эксклюзивное право Российской Федерации на базу сметных нормативов.

Предусматривается возможность формирования стоимости строительства по ресурсному методу. Базисно-индексный метод расчета смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие цены, дает существенную погрешность в вычислениях. При ресурсном методе стоимость строительства определяется на основе текущих цен на строительные ресурсы.

Будет организован мониторинг стоимости строительных ресурсов во всех регионах Российской Федерации, учитывающий цены на строительные материалы, услуги машин и механизмов, а также затраты на транспортную логистику. Это позволит корректно учитывать региональные особенности при формировании цены строительства. На сегодняшний день в разработке находится проект постановления Правительства о  порядке мониторинга.

Законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности был разработан Минстроем России во исполнение поручения главы государства ив соответствии с «Планом мероприятий по совершенствованию системы сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли», утвержденным Правительством России.

В результате выполнения целого комплекса мер – принятия законопроекта, утверждения подзаконных актов, направленных на развитие системы ценообразования в  строительстве, строительная отрасль получит полномасштабный, современный  инструмент государственного управления ценообразованием.


11.    Проведение экспертизы проектной документации школ, библиотек и некоторых других объектов может стать обязательным

 

Законодательное Собрание Кировской области внесло в Госдуму законопроект, в случае принятия которого экспертиза проектной документации будет в обязательном порядке проводиться относительно объектов, строительство и реконструкция которых осуществляются с привлечением бюджетных средств.

 

Это касается только отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более 1, 5 тыс кв. м, и при этом они не предназначены для проживания граждан. Вместе с тем, такие объекты будут подлежать экспертизе независимо от того, разрешается в них  осуществлять производственную деятельность или нет.

 

Автор инициативы указал, что к таким объектам прежде всего относятся сельские детские сады, школы, фельдшерско-акушерские пункты, библиотеки и другие объекты капитального строительства для публично-социальных нужд. Он подчеркнул, что в настоящее время соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям технических регламентов не проверяется ни одним государственным органом, что негативно сказывается на надежности и безопасности.

 

Напомним, сегодня по общему правилу экспертиза проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, не  проводится. Речь идет об объектах, не предназначенных для проживания, причем вне зависимости от того, будет на них осуществляться производство или нет (п.4-5 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). Исключения касаются только особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (например, объектов использования атомной энергии, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, тепловых электростанций мощностью 150 мегаватт и выше и других (ч.1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ).

 

 

 

12. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на сайте www.zakupki.gov.ru

 <Письмо>   ФАС   России   от   09.03.2016   N   АЦ/14427/16        рассмотрении

 обращения"

Документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ. Кроме того, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.


При проведении закупки на выполнение строительных работ в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  нарушает  пункт 1 части 1 статьи 33 этого Закона и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

При проведении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на указанном сайте нарушает Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7  статьи 7.32.3 КоАП РФ.