Обзор

нормотворческих инициатив и изменений законодательства в строительной отрасли (в марте 2016 года)

 

 

 

1.     Начали действовать новые стандарты взаимодействия с  Главгосэкспертизой России

С 1 марта 2016 года запущен новый этап программы модернизации работы Главгосэкспертизы России, предполагающий внедрение и развитие новых стандартов взаимодействия с клиентами. В рамках стандартов оказываются электронные услуги по проведению государственной экспертизы: теперь подать документацию, получить замечания, внести исправления и получить готовое экспертное заключение можно в электронном виде – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Первым шагом стало открытие нового фронт-офиса учреждения: теперь процедура приема документов стала проще и удобнее. Открытие современной приемной – один из инструментов, позволяющих достигнуть того уровня, на котором взаимодействие с Главгосэкспертизой будет понятным и комфортным для всех заявителей. С учетом специфики процесса проведения экспертизы и важности интенсивной работы с  заявителем ключевой задачей стало внедрение комплексного подхода по сопровождению клиента на всех этапах работы с проектом - от приема документов до выпуска заключения.

Система сопровождения проектов в Главгосэкспертизе России представляет собой комплекс мероприятий по организации эффективного взаимодействия с заявителями в процессе прохождения государственной экспертизы. Основным куратором внедрения и дальнейшего функционирования данной системы стало Управление сопровождения проектов, в задачи которого входят координация взаимодействия с заказчиками, оказание содействия в использовании электронных услуг Главгосэкспертизы России и развитие и совершенствование методологии проведения государственной экспертизы и проверки сметной стоимости на основе изучения и анализа современных методов и технологий администрирования, проектного управления, бизнес-процессов в сфере информационных технологий.

В настоящий момент Учебный центр Главгосэкспертизы России проводит серию семинаров по подготовке к использованию системы подачи документов на проведение государственной экспертизы в электронном виде. Их цель – познакомить проектировщиков и заказчиков с требованиями, которые предъявляют новые технологии, и научить их пользоваться этими технологиями с наибольшей эффективностью. Семинары будут проводиться до 1 сентября 2016 года, когда электронная форма подачи документов станет обязательной для всех.

 

 

2.     Предлагаются меры по повышению качества подготавливаемой подрядчиками технической документации, необходимой для строительства и реконструкции объектов капитального строительства

Проект Федерального закона N 1010878-6 "О внесении изменений в Федеральный закон контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Согласно законопроекту результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, будет являться проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.


Предусматривается, что результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный, реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Предлагается ввести 20-дневный (с даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию) срок для оплаты заказчиком выполненных в рамках контракта, предметом которого является строительство, реконструкция объекта капитального строительства, работ, а также срок направления заказчиком необходимых документов в органы, уполномоченные на выдачу заключений либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

 

 

3.     Муниципалитеты могут получить право на градостроительный контроль

Законодательное Собрание Краснодарского края предлагает наделить муниципалитеты правом осуществлять контроль в отношении объектов незавершенного строительства, временных построек, киосков, навесов и т. п. В сферу внимания органов местного самоуправления при этом могут попасть действия органов государственной и муниципальной власти, организаций, их руководителей и других должностных лиц, ИП и граждан. Проверкам будет подлежать соблюдение этими субъектами требований градостроительного законодательства. Соответствующий законопроект зарегистрирован Госдуме.

В настоящее время градостроительный контроль предусмотрен только на федеральном или региональном уровне. Муниципалитеты осуществляют земельный контроль, но, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, это не позволяет проводить полноценные проверки градостроительной деятельности.

Ситуация усугубляется тем, что некоторые объекты капитального строительства фактически оказываются вне рамок государственного строительного надзора. Дело в том, что он осуществляется только в отношении объектов с типовой проектной документацией либо документацией, которая подлежит специальной экспертизе. Такая экспертиза не затрагивает, например, жилые дома не выше трех этажей или капитальные объекты с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более чем  1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. В результате контроль за возведением этих и других объектов не осуществляется. Этим, по задумке авторов законопроекта, и должны заняться муниципалитеты.

Документ предполагает также, что градостроительные планы земельных участков (как застроенных, так и подлежащих застройке), будут формироваться на основе проекта планировки территории. Планируется, что при отсутствии последнего документа градостроительный план земельного участка разработать будет нельзя.

В сопроводительных документах к законопроекту подчеркивается, что в результате отсутствия сегодня этого правила градостроительные планы готовятся без учета параметров соседних земельных участков и в отсутствие взаимосвязи с особенностями застройки микрорайона в целом. Это приводит к нарушениям многих строительных и технических норм и правил при дальнейшем проектировании и строительстве (плотность застройки, плотность населения и т. д.).


4.     ФАУ «ФЦЦС» запустило официальные аккаунты в социальных сетях

Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФАУ «ФЦЦС») в рамках реализации коммуникационной стратегии запустил официальное представительство учреждения в социальных сетях Facebook и Twitter.

Как отмечается в сообщении ФАУ «ФЦЦС», создание аккаунтов в социальных сетях направлено на повышение уровня открытости деятельности учреждения. «Мы намерены и впредь использовать современные информационные технологии для расширения возможности по обмену мнениями с профессиональным сообществом и всеми заинтересованными сторонами по вопросам изменений в ценообразовании и сметном нормировании и рассчитываем на конструктивный диалог», – подчеркнул руководитель ФАУ «ФЦЦС» Сергей Фокин.

Главная задача - создание информационной площадки, предоставляющей дополнительные возможности для организации взаимодействия между представителями профессионального сообщества, участниками инвестиционно-строительного процесса и широкими массами общественности, которые проявляют интерес к вопросам регулирования ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Создание страниц ФАУ «ФЦЦС» в социальных сетях проходит в рамках реализации концепции открытости, утвержденной Минстроем России для подведомственных организаций.

 

 

5.     Главгосэкспертиза выявила аварийные решения в 55,3% поступившей проектной документации

Главгосэкспертиза России завершила работу по анализу и систематизации аварийных решений, выявленных при проведении государственной экспертизы проектной документации в центральном аппарате учреждения в 2015 году. Из 436 проектов такие решения содержали 241, что составляет 55,3%.

Рассмотренная в 2015 году проектная документация по особо опасным и технически сложным объектам, а это - объекты электроэнергетики, металлургической, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности, а также объекты, на которых ведутся горные работы, более чем в половине случаев содержала технические решения, которые при их реализации могли привести к крупным авариям.

Благодаря работе экспертов, все аварийные решения были устранены, а проектная документация и результаты инженерных изысканий приведены в соответствие с требованиями технических регламентов.

В процессе изучения аварийных решений, эксперты Главгосэкспертизы России выделили наиболее характерные причины ошибок и недостатков: низкое качество или отсутствие комплексных инженерных изысканий; ошибки при проектировании фундаментов в сложных инженерно-геологических условиях; необоснованно принятые конструктивные и расчетные схемы, в дальнейшем влияющие на обеспечение конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений. Отмечено также игнорирование или неправильное применение норм пожарной безопасности при проектировании, несоблюдение норм промышленной безопасности, отступления в части соблюдения требований санитарного законодательства и в части технологических решений объектов различного назначения.

Такие нарушения и недочеты могли бы привести к обрушению зданий и сооружений, затоплению тоннелей метрополитена и разломам скважин, возникновению пожаров, взрывов, оползневых явлений в карьерах и многим другим масштабным техногенным авариям.

В Главгосэкспертизе России отметили, что учет замечаний экспертов по проектной документации,   проходящей   государственную   экспертизу,   позволяет   заказчикам    и


проектным организациям не только получить положительные заключения на проект, но и использовать экспертную информацию при разработке проектных решений по другим объектам.

 

 

6.   Письмо Минстроя России от 29.02.2016 № 7064-ОГ/08 «О разъяснении Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться  на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

 

 

7.     Минстрой России вышел с инициативой по упразднению ГУПов и МУПов

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предлагает с 2018 года запретить ГУПы в сфере ЖКХ. По мнению ведомства, это позволит активизировать работу субъектов федерации по привлечению частных инвестиций в отрасль.

Такую форму хозяйствования, как унитарные предприятия в жилищно-коммунальном комплексе страны предлагается упразднить, передав все унитарные предприятия в концессию. Сейчас в концессию должны передаваться только неэффективные предприятия. По словам Андрея Чибиса, в 2015 году было заключено 271 концессионное соглашение, а общее количество концессий в сфере ЖКХ на сегодня достигло 699.

«Механизм государственно-частного партнерства уже доказал свою эффективность, поэтому мы считаем необходимым с 1 января 2018 года запретить такую форму хозяйствования - унитарного предприятия в сфере коммунального комплекса больше быть не должно. Это позволит ускорить работу по передаче проблемных компаний в  концессию. Приоритетная задача министерства - оставлять в публичной собственности именно саму инфраструктуру, но к управлению и модернизации, а значит - повышению эффективности, нужно привлекать частный бизнес», - подчеркнул заместитель министра.

Как отмечал ранее глава Минстроя России Михаил Мень, к 2018 году планируется передать в концессии около 80% унитарных предприятий и создать в сфере ЖКХ несколько игроков национального уровня.

 

 

8.     Вопрос возможной отмены госэкспертизы объектов газоснабжения требует внимательного изучения

Необходимо внимательно изучить вопрос возможной отмены обязательной государственной экспертизы в отношении сетей газораспределения и газопотребления, предусмотренной планом мероприятий по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, и оценить целесообразность таких изменений. К такому выводу пришли члены Комиссии в сфере градостроительной деятельности и архитектуры Общественного совета при Минстрое России, заседание которой прошло 23 марта.

Одним из вопросов повестки дня стала возможная отмена обязательной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по сетям газораспределения и газопотребления. Как рассказал руководитель Мосгосэкспертизы Владимир Денисов, такой пункт содержится в плане мероприятий по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капстроительства к сетям газораспределения, утвержденном Правительством РФ в 2015 году. По его мнению, на сегодняшний день институт негосударственной экспертизы требует реформирования, и как  минимум  до  этого  момента  необходимо  сохранить  обязательность      проведения


госэкспертизы по сетям газораспределения и газопотребления, являющимся опасными производственными объектами.

Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Андрей Белюченко отметил, что министерство также на данный момент считает преждевременным передавать экспертизу документации по сетям газораспределения и газопотребления на уровень негосударственных экспертных организаций. «В настоящее время мы занимаемся реформированием института негосударственной экспертизы – ведется работа над законопроектом о введении дополнительных требований к экспертам  и к организациям негосударственной экспертизы», - сообщил он.

Члены Комиссии в сфере градостроительной деятельности и архитектуры пришли к выводу, что вопрос возможной отмены обязательной госэкспертизы в отношении сетей газораспределения и газопотребления требует внимательного рассмотрения. Комиссией принято решение проработать предложения по данной теме и представить их в Минстрой России.

Кроме того, в рамках заседания были рассмотрены вопросы внедрения технологий информационного моделирования зданий, создания единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), проблемы в сфере территориального планирования. Как сообщила директор Департамент ценообразования  и градостроительного зонирования Минстроя России Оксана Гармаш, к настоящему моменту первое чтение в Госдуме уже прошел законопроект, направленный на совершенствование регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и комплексного развития территорий.

Комиссия в сфере градостроительной деятельности и архитектуры Общественного совета при Минстрое России также утвердила план работы на 2016 год.

 

 

9.     Минстроем России предлагаются изменения в нормативные акты Правительства РФ, регламентирующие вопросы водоснабжения и водоотведения

Проект Постановления Правительства РФ внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения"

В частности:

предусматривается смягчение требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения;

исключаются положения о необходимости обеспечивать требования к составу и свойствам сточных вод только путем наличия локальных очистных сооружений;

абонентам предоставлено право выбирать наиболее эффективный для них способ достижения установленных требований к составу и свойствам сточных вод;

облегчается и делается более удобной процедура подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод: абонентам предлагается типовая форма декларации, декларацию на очередной год разрешается подавать не до 1 июля предшествующего года, а в течение всего предшествующего года;

существенно меняется система исчисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Соответствующие изменения предлагается внести, в частности, в Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения,   утвержденные


Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.

 

10.  Регламентирован порядок осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности

Приказ Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах"

Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности является проверка Ростехнадзором и его территориальными органами соблюдения юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными лицами в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов, а в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, - соблюдение требований такого обоснования безопасности.

Устанавливаются, в частности:

-        требования к порядку исполнения государственной функции;

-        состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

-        порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции;

-        досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц.

В приложении к Регламенту приводятся сведения о почтовых адресах, адресах электронной почты территориальных органов Ростехнадзора, а также адресах сайтов территориальных органов Ростехнадзора.

 

 

11.      Планируется устранить административные барьеры, связанные с получением разрешения на строительство. 18 марта 2016 г. в первом чтении был принят законопроект № 980099-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить трехдневный срок, в течение которого должностные лица органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, должны запросить в электронной форме документы, необходимые для выдачи  разрешения на строительство в соответствующих органах, в распоряжении которых находятся  указанные  документы.  Такой  же  срок  устанавливается  для предоставления


документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, органами, в распоряжении которых они находятся. В целях упрощения процесса получения разрешения на строительство законопроектом предлагается предусмотреть возможность передачи застройщиком указанных документов на электронном носителе информации. Также предлагается дать застройщикам возможность предоставления на электронном носителе и иных документов, в частности копию результатов инженерных изысканий.

 

 

12.   Минстрой в 2016 году начнет разработку и актуализацию 115 сводов правил планируется приступить к разработке и пересмотру 115 нормативно- технических документов в строительстве.

План по разработке и актуализации сводов правил утверждается ежегодно. В 2016 году предполагается начать разработку и актуализацию 115 сводов правил и СНиПов. Всего же в перечень СП на 2016-2017 годы входит 123 нормативно-технических документа. В план на 2016 год вошли своды правил по строительству жилых, общественных и производственных зданий, сооружений транспорта, трубопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения, а также СП в области инженерных изысканий, эксплуатации строительных объектов, внутреннего климата, градостроительства. Часть нормативно-технических документов, включенных в план, устанавливает требования к использованию различных стройматериалов, изделий и конструкций, включая железобетонные и бетонные, металлические, деревянные конструкции и др. Выполнением государственного задания по техническому регулированию занимается подведомственный Минстрою России ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве».

 

 

13.    Госдума может изменить правила заключения госконтрактов в сфере строительства. На рассмотрение Госдумы внесен правительственный законопроект, предполагающий изменение правил заключения контрактов на выполнение проектных, изыскательских и строительных работ, а также работ по реконструкции объектов капитального строительства. Соответствующий документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Законопроектом предлагается установить, что результатом выполненной работы по контракту, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, является проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Данные изменения направлены на повышение качества технической документации, подготавливаемой подрядчиками. Отмечается, что законопроект также предусматривает, что результатом выполненной работы в рамках соответствующего контракта является построенный или реконструированный объект, на который получено заключение надзорного органа о его соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации, включая требования в области энергообеспечения. Кроме того, должно быть получено и заключение экологического надзорного органа в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Оплата выполненных работ осуществляется заказчиком в течение 20 рабочих дней, с даты получения разрешения на ввод в  эксплуатацию данного объекта, следует из пояснительной записки.

Также в целях экономии при повторном использовании проектной документации, разработанной с привлечением бюджетных средств, законопроектом предусматривается, что контракт на указанные работы должен содержать сведения о согласии подрядчика на передачу документации, а также на многократное применение разработанной им документации в качестве типовой.